Совсем недавно у православных появился новый паломнический маршрут – посещение Кизилташского мужского монастыря во имя святителя Стефана Сурожского, расположенного в горах, в 15 километрах от Судака. Экскурсии в Кизилташский монастырь - редкость. Маршрут слишком сложный и опасный. Дорога в монастырь идет через военную часть, транспортом можно доехать только до Красных скал, в урочище Кизилташ. Оставшиеся два километра до монастыря добираться приходится пешком, по узкой тропе.
По преданию, на месте монастыря, в VIII веке там находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания свт. Стефана Сурожского.
В XIII веке Крым становится провинцией Золотой Орды, начинается разрушение православных святынь (многие церкви тогда были просто переделаны в мечети) и т.д. После присоединения Крыма к России, подавляющую часть местного населения составляли мусульмане.
Новая история возрождения монастыря началась в 50-х годах XIX века (первые киновии). На склоне скалы, где находился монастырь, есть пещера, называемая Священной (другое название – Целебный источник). Пещера служила часовней, в конце ее была каменная плита с высеченным ликом какого-то святого. В 20-х годах XIX века татарский пастух, зайдя в пещеру чтобы укрыться от непогоды, обнаружил плавающую в источнике икону Божией Матери. Взяв образ, татарин по дороге домой встретил грека-купца по фамилии Пластар, который ехал в Феодосию. Рассказав о случившемся, пастух, передал ему свою находку. Прибыв в Феодосию купец отдал икону протоиерею Иосифу. В последствии икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса. Нынешнее местонахождение святыни неизвестно. В 1851 г. около пещеры поселились странники Андроник и Пантелеймон. С благословения св. Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсоно-Таврического, они устроили здесь монашескую обитель. В мае 1856 г., был назначен первый настоятель-иеромонах о. Арсений, в следующем году он пишет "…кроме ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось по 11 человек братии" После прибытия игумена, молитвенный дом был преобразован в церковь во имя святого исповедника Стефана Сурожского. Обитель стала обустраиваться и расти. При постройке монастыря в середине 1850-х годов рядом с монастырской усадьбой, монахи видели большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон, предполагалось, что это древний престол. А на дне глубокого потока, омывающего киновию с запада, тогда же обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.
В киновии было 2 храма; зимний во имя св. исповедника Стефана Сурожского; летний во имя Успения Пресвятой Богородицы; в храме над царскими вратами находилась икона Божией Матери, найденная пастухом. Поблизости монастыря находились 2 пещеры: одна, называемая Целебным источником; здесь помещались 2 иконы: свт. Николая и св. Стефана; она была обращена в часовню, и в ней находится целительный источник - серный; другая пещера была известна под именем разбойнической, причудливого устройства. В нач. XX в. в монастыре подвизались игумен, 21 монах и 31 послушник.
После событий 1917 года, в 1923 г. Обитель упразднили и до 1935 года – здесь располагалась сельскохозяйственная артель. В храмах устроены клуб и общежития. С 1935 года и до войны – санаторий министерства обороны. В годы войны в монастыре располагалась база партизанского отряда. В ходе боев на территории монастыря здания практически не пострадали. Это дало возможность использовать их вновь министерством обороны в качестве санатория. В 1950 году здания монастыря были взорваны и на этом месте "врагами народа" под руководством московского метрополитена был устроен в горах ядерный арсенал Черноморского флота.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь в 1995 г., посетил это святое место и был поражен природной красотой и израненной внешностью монастыря. Владыка обратился с письмом к командующему ВМС Украины вице-адмиралу В. Бескаровайному о передаче церковных построек Крымской епархии. В этом же году в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Кроме послушания военного священника, ему было поручено решить вопрос землеотвода участка для монастыря. Через 3 года Кизилташский монастырь один из первых в Крыму оформляет выделенный участок земли для возрождения обители. В 1998 г священник Николай принимает монашеский постриг с именем о. Никон. В мае 2000 г., по согласованию с командованием воинской части, братия монастыря поселилась и начала строительство первых братских корпусов. В настоящее время число братии монастыря 3 человека (вместе с о. Никоном).
В Кизилташской обители имеются многие частицы Святых мощей. Во время их перевозки, перед въездом в Крым замироточили мощи свт. Иннокентия Херсонского и Таврического, прп. Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. И это ли не лучшее Небесное поручительство за обитель!
Источник:
Смотрите также :